Причины плохого звучания большинства смартфонов на Android. Обзор COZOY Astrapi - USB-ЦАП и усилитель для устройств под управлением ОС Android, IOS и ПК Портативный цап для android

Если ваша музыка хранится на ноутбуке, портативный ЦАП просто необходим. Наушники будут вам благодарны

Тот, кто слушает музыку с ноутбука или настольного компьютера, скорее всего, заметит улучшение качества звучания, отказавшись от встроенного ЦАП и выхода на наушники. Портативные устройства, включающие ЦАП и усилитель для наушников, берут на себя задачу обработки звукового сигнала, обеспечивая максимально возможное качество. Мы тестируем четыре доступные портативные модели, способные радикально повысить удовольствие от музыки с ПК.

Человеческим языком

ЦАП

Цифроаналоговый преобразователь превращает цифровую информацию в аналоговый сигнал; усилитель и АС создают из него звук. Любой цифровой аппарат оснащен ЦАП.

Асинхронность

Асинхронный USB-порт позволяет ЦАП управлять потоком информации, повышая качество звучания; в иных случаях это делает компьютер.

Audioengine D3

Алюминиевый корпус D3, собранный при помощи крошечных винтиков, выглядит очень прочным и сопротивляется любым попыткам согнуть его. Превратить то, что на первый взгляд кажется простой USB-флэшкой, в симпатичный Hi-Fi-компонент - непростая задача, но фирме Audioengine это удалось.

Благодаря маленькому алюминиевому корпусу Audioengine очень похож на флэшку - для полноты картины не хватает только крышечки

Однако досадно, что к нему не прилагается такая же алюминиевая крышка для защиты USB-разъема, когда он не подключен или лежит в кармане. Впрочем, D3 снабжен собственным шерстяным футлярчиком - так что долгой холодной зимой хотя бы ЦАП будет в тепле.

Кроме него в комплект входят короткое, но внятное руководство по установке и кабель с адаптером, который позволит подключать к 3,5-миллиметровому выходу наушники со штекером на 6,3 мм. Мы тестировали D3 с накладными наушниками AKG K550 и вкладышами Klipsch X7i.

Поддержка HD-аудио

ЦАП Audioengine совместим с компьютерами под Mac и Windows; в отличие от некоторых других моделей ему не требуется дополнительный драйвер под Windows. Как и AudioQuest DragonFly v1.2, D3 принимает файлы вплоть до 24 бит/96 кГц «как есть»; форматы высокого разрешения с дискретизацией 24 бит/192 кГц компьютеру придется предварительно перекодировать в 24/96. D3 также допускает асинхронную передачу данных с USB-выхода компьютера, что обеспечивает повышение качества звучания.

На передней панели устройства расположены два крошечных индикатора. Крайний светится синим цветом, если Audioengine обрабатывает записи с частотой дискретизации 88,2 кГц и выше; в противном случае он остается темным. Ближний белый индикатор показывает, что ЦАП включен и готов к приему данных.

В отличие от Cambridge Audio DacMagic XS, D3 не оснащен регулятором громкости звука - как, впрочем, и AudioQuest DragonFly v1.2. Вам придется управлять ею с помощью программы, воспроизводящей музыку.

Детальность и сила

D3 удается извлечь приличное количество деталей из WAV-копии песни Bad Guy Эминема. Устройство предпочитает прямой, безыскусный звук. Мрачные басовые ноты бьют с достаточной силой; хлопки, разбросанные по песне, подаются точно и четко - хотя эмоциональность голоса Эминема воссоздается не так убедительно, как у AudioQuest.

Нам хотелось бы побольше мелких деталей и более полной проработки текстур нот. Недостаточная утонченность звучания слегка снижает радость от прослушивания.

Рождественский кавер Лили Аллен песни Somewhere Only We Know демонстрирует сфокусированность и выразительность изящной партии фортепиано и мягкого голоса певицы, однако звучание в целом менее естественное и достоверное, чем у DacMagic XS. Кроме того, оно уступает тому, что у DragonFly, качеством передачи тончайших нюансов и эмоционального содержания песни.

Конструкция Audioengine неплоха, но ему не удается полностью захватить внимание слушателя и оставить долговременное впечатление. А учитывая цену - не самую низкую среди моделей теста - шансов у D3 не слишком много.

Цена: $250

Оценка: 3

ЗА: Приятный, весомый звук; качество изготовления; неплохая детальность

ПРОТИВ: Звучанию недостает чистоты, детальности и динамики; цена

ВЕРДИКТ: Звук в целом неплох, но у конкурентов он лучше и цена ниже

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):6,5×2×1 см

AudioQuest DragonFly v1.2

В момент своего появления в 2012 году модель DragonFly произвела фурор. Компания AudioQuest взяла два традиционных Hi-Fi-компонента - ЦАП и усилитель для наушников - и объединила их в удобном компактном устройстве с отменным звуком.

Внешне новая модель неотличима от первой, хотя на деле это DragonFly v1.2. Разницу можно обнаружить по наклейке на корпусе, а также по цвету кольца вокруг выхода на наушники (раньше оно было черным, теперь стало серым). Кроме того, есть несколько новых надписей и логотипов.

Однако внутри изменилось многое. В стремлении еще больше повысить качество звука компания сократила путь прохождения сигнала между чипом ЦАП и аналоговым выходом, а также переработала внутренний источник питания.

Список характеристик DragonFly не изменился; он по-прежнему асинхронный, совместим с PC и Mac, а регулировку громкости придется выполнять на устройстве воспроизведения. Файлы с дискретизацией вплоть до 24 бит/96 кГц DragonFly проигрываются «как есть», а форматы высокого разрешения с параметрами 24 бит/192 кГц компьютеру приходится перекодировать в 24/96.

Цветовая кодировка

Конструкция и дизайн DragonFly нам всегда очень нравились; он обладает солидной весомостью, а черная матовая отделка очень приятна на ощупь. Логотип светится разными цветами, соответствующими характеристикам воспроизводимых файлов: зеленый - 44,1 кГц, голубой - 48 кГц, янтарный - 88,2 кГц, а пурпурный - 96 кГц.

Стоит прослушать пару песен, и вы убедитесь, что открытость, объемность и детальность звучания первой версии DragonFly полностью сохранились, но оно приобрело дополнительную чистоту.

Новый DragonFly раскрывает еще больше деталей и наделен повышенной динамической мощью. Исполнение стало ближе к оригиналу, чем раньше.

Композиция Up Is Down из саундтрека к «Пиратам Карибского моря» звучит очень грандиозно - мощно, ритмично и динамично - и DragonFly без труда передает все эти качества слушателю. В WAV-версии этой композиции струнные проявляют естественную плавность, а духовые в сочетании с перкуссией создают динамичный, взрывной финал.

Роскошные темп и ритмичность

DragonFly может похвастаться безупречной ритмичностью и точной передачей темпоритмов. Оптимистичная танцевальная мелодия Under Control Кэлвина Харриса демонстрирует заводной энтузиазм и столь же жизнерадостный темп; настроение от ее прослушивания мгновенно повышается.

НЧ восхищают плотностью и глубиной; это подчеркивает уверенное и убедительное исполнение Empire State Of Mind рэпера Jay-Z - как в копии CD-качества, так и в потоковой трансляции со Spotify. Удары по барабанам бьют резко и мощно, их атака четко прописана, также как и фортепианных нот на заднем фоне. Голос Алишии Киз выходит чуть менее мягким, чем в варианте Cambridge Audio, зато прозрачность и детальность выше у DragonFly.

Самое замечательное в данном случае - это сочетание потрясающего качества звучания с поистине соблазнительной ценой. Успешный полет DragonFly продолжается!

Цена: $350

Оценка: 5

ЗА: Невероятно чистое и детальное звучание; роскошная динамика; потрясающая ритмичность; эффектный дизайн;

ПРОТИВ: За эту цену - ничего

ВЕРДИКТ: Первая версия была чудесна, но качество новой - еще выше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет.
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/96 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):6,2×1,9×2,1 см

Cambridge Audio DacMagic XS

В активе компании Cambridge Audio уже есть два отличных ЦАП - DacMagic 100 и DacMagic Plus; однако оба они - довольно большие настольные устройства с питанием от сети. Сверхпортативный DacMagic XS миниатюрен и питается по USB.

Не судите о размерах по фото; в жизни DacMagic XS намного меньше: 5 см в высоту, 3 - в ширину, 1 - в глубину

Это один из самых недорогих компонентов в своем классе, однако по внешности DacMagic XS этого не скажешь: стильный компактный корпус, приятная отделка. Он несколько шире и толще, чем модели DragonFly и Audioengine, но качество изготовления весьма высокое; этот ЦАП производит очень приятное впечатление.

Разъемов здесь немного: только вход microUSB на одном торце, служащий для подключения к компьютеру при помощи комплектного кабеля, и стандартный 3,5-миллиметровый выход на наушники на другом.

Единственный светодиод обозначает частоту дискретизации входного сигнала: при приеме файлов с частотой 44,1 бит/48 кГц он светится синим, с 88,2/96 - зеленым, а с 176,4/192 - фиолетовым. Он также показывает уровень громкости.

Очень прост в работе

Если при воспроизведении музыки через ЦАП AudioQuest и Audioengine громкостью приходится управлять с компьютера, то у Cambridge Audio есть собственные регуляторы - круглые кнопки «+» и «-». Если нажать сразу на обе и удерживать несколько секунд, то они переключают ЦАП с режима USB 1.0 на USB 2.0. Во втором случае DacMagic XS способен принимать поток в исходном высоком разрешении - 24 бит/192 кГц. Режим USB 1.0 ограничен 24 бит/96 кГц (пользователям PC для этого нужно скачать драйвер с сайта Cambridge).

У режима USB 2.0 есть еще одно преимущество: качество звучания в этом случае обычно выше. Даже стандартная CD-копия песни Леди Гаги Do What You Want с дискретизацией 16 бит/44,1 кГц лучше исполняется в режиме USB 2.0: более сфокусированно, стабильно и уверенно, со множеством отменно организованных деталей.

ЦАП Cambridge сообщает композиции приятную весомость и энергичную динамику; точные, подвижные и проработанные басы формируют ее основу. Приятный тональный характер DacMagic позволяет смягчить звучание слишком резких или ярких записей. Если вы привыкли слушать музыку с ноутбука или настольного компьютера через выход на наушники, с DacMagic вы сразу почувствуете разницу.

Мягкий, полнокровный звук

Файлы в более высоком разрешении еще больше радуют слух. 50 Words For Snow Кейт Буш с параметрами 24/96 звучит утонченно и затейливо; Cambridge демонстрирует завидную дотошность и особую бережность при воссоздании вокала, которому присущи естественная теплота и полнокровность. Не меньше восхищает запись фортепианного концерта Бетховена № 4 соль минор Op.58.

Однако нам кажется, что у AudioQuest DragonFly чуть более чистый звук, а также чуть выше детальность и качество проработки динамики.

ЦАП Cambridge Audio легко обходит конкурентов от Fiio и Audioengine; его главная проблема - AudioQuest DragonFly с новой сверхнизкой ценой. Он стоит всего на $150 больше, и многие покупатели предпочтут немного переплатить за значительный рост качества звучания.

Цена: $200

Оценка: 4

ЗА: Превосходный тональный характер; приятный звук; поддержка форматов 24/192; качество отделки

ПРОТИВ: Детальность и динамика не идеальны

ВЕРДИКТ: DacMagic XS очень хорош и отлично подойдет тем, кто не может себе позволить потратить больше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Micro USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):5,4×3×1 см
  • Вес:100 г

Fiio E17

Внешне Fiio E17 больше похож на MP3-плеер, чем на компактный усилитель для наушников с ЦАП. Тем не менее он достаточно портативен, чтобы носить его в кармане, и в целом относится к тому же классу, что и модели DragonFly и D3.

Наличие экрана - это хорошо; устройство с дисплеем намного удобнее в дороге, а также во время первоначальной настройки

Множество функций

E17 сразу же получает несколько очков в копилку благодаря весьма высокой для этой ценовой категории оснащенности. Во-первых, он снабжен маленьким OLED-дисплеем. Если на других устройствах этого класса данные о частоте дискретизации ограничиваются цветовой кодировкой (зачастую непонятной) и миниатюрными светодиодами, здесь можно просто посмотреть на дисплей - заодно уточнив название песни.

Порт mini-USB для подключения к USB-порту компьютера работает по стандарту USB 1.0, так что Fiio способен принимать потоки до 24 бит/96 кГц. Файлы в формате 24/192 можно подавать через специальный цифровой вход E17 при помощи коаксиального кабеля и комплектного адаптера. Оптический вход совместим только с 96 кГц.

Кроме того, вы также можете принимать сигнал с другого источника, например CD-проигрывателя, используя встроенный ЦАП Fiio, а затем передавать его на усилитель или пару активных АС.

Кстати, об усилителях: на нижней грани E17 есть специальный коннектор для подключения к настольному усилителю Fiio E09K. 3,5-миллиметровый вход для смартфона или MP3-плеера позволяет использовать Fiio как усилитель для наушников.

CD-копия песни La La La исполнителя Naughty Boy с дискретизацией 16/44 воспринимается качественно и убедительно; приятный тональный характер Fiio скорее можно назвать успокаивающим, чем агрессивным.

При прослушивании через наушники AKG K550 струнные звучат душевно и деликатно, а басы вполне энергичны, что позволяет им передать бодрый темп музыки.

В версии песни Gimme Shelter группы Rolling Stones с более высокой частотой дискретизации детальность заметно возрастает, и Fiio неплохо справляется с повышенным разрешением. Гитарное соло Кита Ричардса раздается достаточно резко и четко, хотя и уступает динамичностью и эмоциональностью моделям DragonFly и DacMagic XS.

Не самый прозрачный звук

Нам бы также хотелось большей чистоты воспроизведения: если DragonFly раскрывает композицию, придавая ей объемность прозрачность и детальность, то скрупулезности E17 хватает на то, чтобы создать у слушателя общее представление о музыке - но передать тончайшие нюансы, которые и делают исполнение захватывающим, ему не под силу.

Звук становится лучше после выставления громкости на E17 на максимум, а на источнике (MacBook Pro) на немного пониженный уровень. В результате повышается объемность и улучшается динамика, но не настолько, чтобы потревожить лидеров класса.

Композиция Royals певицы Лорд исполняется неплохо, но басам немного недостает мощи и целеустремленности. Fiio не удается так же полно воссоздать динамику и масштабность записи, как, например, DragonFly.

В теории Fiio вполне неплох, список его функций и характеристик способен впечатлить поклонников хорошего звука. Однако качеством звучания он заметно уступает ближайшим конкурентам. Оно приемлемо - и не более того.

Цена: $225

Оценка: 3

ЗА: Приятный, неагрессивный звук; баланс и детальность; оснащенность

ПРОТИВ: Звук не самый энергичный и захватывающий; недостает прозрачности и глубины проработки

ВЕРДИКТ : E17 - универсальный и разносторонний, но по качеству ему далеко до лидеров

Цифры и факты

  • Доп. входы:3,5 мм, оптический/коаксиальный цифровой, mini USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/192 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):9,6×5,5×1,5 см
  • Вес:112 г

Подводим итоги

Победитель AudioQuest DragonFly $350

Новая версия DragonFly стоит на треть меньше первой, а звучит еще лучше; нам представляется, что на сегодняшний день конкурентам просто нечего противопоставить

Симпатичный и компактный ЦАП AudioQuest DragonFly с отменным звучанием летит к успеху на крыльях ветра.

Нам немного жаль Cambridge Audio DacMagicXS, который в результате столкновения с победителем лишился своей пятой звезды; если вы можете потратить $200 и ни центом больше, DacMagicXS будет весьма неплохим вариантом - его отличают высокое качество изготовления и на редкость утонченный для этой ценовой категории звук.

Но разница в стоимости с ЦАП AudioQuest не так уж велика, но в качестве - определенно намного больше. Новая версия DragonFly v1.2 - еще лучше своей великолепной предшественницы.

При заметном снижении цены качество звучания возросло в той же степени; музыка восхищает необычайной чистотой и поразительной детальностью, а с динамическими возможностями DragonFly не сравнится ни одна модель этого класса.

Fiio E17 проявил себя достаточно неплохо. Он несколько крупнее конкурентов, зато оснащен дополнительными и весьма полезными функциями. Его звучание скорее можно назвать осторожным, чем захватывающим; нам хотелось бы больших насыщенности и остроты - но не стоит судить слишком строго, учитывая цену и оснащенность.

И наконец, Audioengine D3. Качеством звучания он примерно соответствует Fiio: вполне неплохо, но не потрясает воображение. При достаточно невыразительном звуке это самая дорогая модель теста; так что мы были вынуждены присвоить ей только тройку.

ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Разрешение файлов

В технических характеристиках легко запутаться. Многие из участников теста принимают через USB форматы с дискретизацией до 24 бит/96 кГц, не поддерживая 24/192. Насколько это важно для вас - зависит от вашей коллекции. Если вы покупаете треки на iTunes или копируете их с CD без сжатия, то 96 кГц вам хватит с лихвой. Если же вы предпочитаете записи наивысшего разрешения, убедитесь, что ваш ЦАП понимает их.

ДОПОЛНЯТ СИСТЕМУ

Эта пара поможет полностью раскрыться талантам DragonFly

Ноутбук

Apple MacBook Pro от $1200


Нам нравятся простота работы с MacBook Pro и удобный интерфейс для хранения музыки.

Наушники

Philips Fidelio M1 $250

Теплое и естественное звучание с поразительным количеством деталей.

Технически ЦАПы есть во всех смартфонах, просто реализация отличается. В большинстве телефонах, включая флагманы, он представлен в виде составной части аппаратного кодека. Если в телефоне, кроме кодека, установлен отдельный ЦАП, то это значит, что разработчик создал музыкальный смартфон на базе дорогого решения. От него можно ожидать звучания высокого качества.

Кроме ЦАПа требуется и усилитель звука, так как преобразовать цифровой сигнал в напряжение – это всего половина дела. Усилитель может выдавать низкий уровень тока и напряжения, что не позволит использовать с телефоном высокоомные наушники, так как усилитель просто не сможет «раскачать» их. Отмечу, что чаще всего в характеристиках к смартфону не указывают, какие усилители и ЦАПы использовались в нем. Впрочем, в музыкальных смартфонах эта информация указывается.

1 место – LG G7 ThinQ

Лучшим музыкальным смартфоном справедливо признан корейский LG G7 ThinQ. Это дорогой аппарат, который ранее занял 2 место в рейтинге . На конец 2018 – начало 2019 года это главный по звуку телефон, который получил продвинутый выделенный аудиочип QUAD DAC ES9218P. Внутри него находится 8 модулей ЦАП, отчего и называется он Quad DAC. При подключении высокоомных наушников телефон ведет себя адекватно и выдает качественный звук – Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом играют круто, что говорит о мощном усилителе.

Плюс, здесь реализована новая технология усиления звука от предметов с помощью специального акустического резонатора. Если телефон положить на стол, то громкость существенно возрастает – до 100 дБ. Плюс, добавляются средние и низкие частоты. Но это далеко не все. Новый G7 получил ряд других классных штук, о которых рассказывал Михаил Борзенков:

Предложения на рынке:

2 место – LG V30+

Смартфон ТОП-класса, который по части звука стал предшественником G7+. Если верить маркетологам, здесь используется 4-канальный, 32-битный стереофонический чип Sabre ES9218P (такой же, как и в LG G7 ThinQ) – он же DAC или выделенный ЦАП с цифровыми фильтрами и предустановками. Здесь можно настроить импульсные параметры цифровых фильтров или использовать имеющиеся пресеты.

При этом ЦАП Hi-Fi Quad настраивает звук под каждый аудиоканал отдельно, что существенно повышает качество звучания. Пользователь в высокоомных наушниках ощущает себя как будто в центре концертного зала.

Предложения:

3 место – Meizu Pro 7

Более дешевое решение для тех, у кого нет денег на предыдущие в рейтинге телефоны, но очень хочется выбрать именно музыкальный гаджет. В Pro 7 от «Мейзу» применяется звуковой чип CS43130 с усилителем, поэтому звук в наушниках и динамиках классный. Плюс, здесь используется хороший китайский процессор MediaTek Heliox X30 и дополнительный экран на тыльной стороне для селфи на тыловую камеру. Также на нем отображается время, уведомления на о звонках и т.д. Meizu Pro 7 – флагман, поэтому здесь есть флагманские фишки: NFC, двойная камера и т.д.

4 место – Meizu 15

Модель также представлена в нашем обзоре . Meizu 15 действительно играет круто. И хотя тут нет стереодинамиков, звучание на высоком уровне – стереопара создается с помощью мультимедийного и разговорного динамиков.

Главное – в телефоне присутствует усилитель Cirrus Logic CS35L35, DSP Hexagon 680 (цифросигнальный процессор для обработки звука) и шумодав Qualcomm Fluence. Все это позволяет вывести в наушниках звук высокого качества – детализированный, с хорошими басами. В приложении для музыки есть пресеты, которые помогают быстро настроить звук под свои предпочтения.

От себя добавлю, что вместо выделенного ЦАПа здесь используется обычный встроенный в чип Qualcomm преобразователь, то есть полноценного ЦАПа нет. Однако звук в наушниках и динамиков настолько хорош, что у большинства продвинутых пользователей создается впечатление, что здесь он есть.

5 место – Highscreen Fest XL Pro

Самый дешевый на рынке смартфон с выделенным ЦАП – его удастся найти за 6500 рублей. От него не стоит ждать производительности или высокого качества фото на камеру, однако по части звука он прекрасен.

DAC здесь не самый классный – он интегрирован с усилителем аналогового сигнала. В результате звук в наушниках высокого качества, но запас громкости не очень высокий. Также тут негромкий мультимедийный динамик, что записываю к недостаткам. Но за 6500 рублей музыкальная начинка в телефоне все равно классная.

Другие смартфоны

Есть и другие смартфоны, оснащенные выделенными цифро-аналоговыми преобразователями. Например, HTC U Ultra получил выделенным ЦАП, который блокируется при подключении сторонних наушников из-за технологии USonic, которая производит анализ звучания с помощью наушников со встроенными микрофонами. Эта технология перешла в новый флагман HTC U12+, но мне неизвестно, есть ли там выделенный ЦАП.

Предыдущий флагман корейского бренда LG – модель G6 – также получила качественный усилитель Sabre (или даже сам ЦАМ), отличающийся высоким качеством воспроизведения звука в наушниках и динамиках. При подключении наушников с импедансом 64 Ома звучание становится классным.

Продолжать можно долго. К сожалению, не всегда известно, какой именно ЦАП и усилитель применяется в новых телефонах, так как производители часто это не указывают вообще. Например, новый Meizu 16th все ожидали увидеть с выделенным аудиочипом, но никакой информации китайская компания по этой части не представила. По сообщениям на форумах 4PDA стало понятно, что никакого ЦАПа, кроме встроенного в чип Qualcomm, здесь нет.

На фоне растущей популярности техники на Android, не удивительно, что ее производители стали уделять все больше внимания качественному звуку. Во многих флагманских моделях этого года есть поддержка воспроизведения звука высокого разрешения, но разместить в корпусе смартфона (даже большого, как это обычно бывает у Android-продуктов) все необходимое для качественного звука - почти нереально. Поэтому для тех, кто хочет добиться максимального уровня звучания от своего смартфона на Android, компания Fiio представила внешний ЦАП E18.

Для очень-очень многих людей путь к качественному звуку начинался с продуктов Fiio. В первую очередь этому способствовали их портативные ЦАПы, совмещенные с усилителем для наушников: E7, E17 и E07K . Невысокая цена и хорошее качество звука этих устройств позволили Fiio произвести переворот на рынке портативного аудио, снизив цены на устройства с хорошим звуком.

Вкратце, что это и зачем нужно. Fiio E18 работает как портативный преобразователь цифрового звука в аналаговый и усилитель для наушников. Что такое ЦАПы и зачем они нужны , а зачем нужны подобные устройства в портативном исполнении - рассказывал в этом обзоре , поэтому если вы не понимаете назначения устройства - прочтите их.

Разумеется, Fiio использовали уже наработанную элементарную базу в своих устройствах разного уровня. Так, например, E07, E17 и плеер X3 разделили сходный набор микросхем ЦАП и усилителя. На этом фоне E18 выглядит как шаг в сторону, поскольку ЦАПы Wolfson в новой модели уступили место PCM от . Шаг этот очень смелый, не все компании решаются на такое изменение, что же это дало в результате?

  • Выходная мощность: > 300 мВт @ 32 Ω
  • Поддерживаемые частоты: 32 КГц, 44.1 КГц, 48 КГц, 96 КГц
  • Поддерживаемая битовая глубина: 16 бит и 24 бита
  • Коэффициент гармонических искажений:
  • Соотношение сигнал/шум: > 106 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц (± 0.2 дБ)
  • Рекомендуемый импеданс наушников: 16 Ω – 150 Ω
  • Батарея: 3500 мА/ч, Li-Pol
  • Размеры: 130 мм × 66,2 мм × 14,6 мм
  • Вес: 162 гр

Упаковка и комплект поставки

Ставшая знакомой за несколько последних лет белая коробка из плотного картона с фотографией устройства. На одном из торцов — наклейка с кодом для проверки на оригинальность продукта.

В комплекте поставки есть все, о чем только можно мечтать. Сам усилитель в чехле занимает центральное место в упаковке, кроме него вы получите:

  • 4 резиновых кольца для крепления E18 к смартфону обычного и большого размера,
  • ножки, которые вы можете наклеить на E18, чтобы уберечь его от царапин при настольном использовании,
  • короткий аудиокабель с двумя угловыми 3,5-мм разъемами,
  • кабель-адаптер для подключения S/PDIF,
  • пару кабелей для подключения смартфонов через USB OTG,
  • пару кабелей для подключения Е18 к компьютеру.

Хочу отдельно отметить чехол: в Fiio отправили на свалку истории псевдобархат и сделали чехол с немного зауженным верхом на резинке, что делает его куда более удобным в использовании.

Как видите, комплект поставки максимально возможный.

Дизайн и управление

Во внешнем облике E18 тоже заметен отход от традиций, заложенных E07 и E17. Новый портативный «комбайн» больше похож на усилитель E12 . Пропал экран, цифровая регулировка громкости, само устройство стало ощутимо больше. Размер E18 почти один в один совпадает с iPhone 5, что немало, хотя на фоне современных Android-смартфонов этот ЦАП выглядит почти изящно. Увеличенный размер в первую очередь способствовал установке очень емкого аккумулятора в 3500 мА/ч, что позволяет E18 работать 12 часов в режиме ЦАП+усилитель или все 25 только усилителем. Разработчики также прекрасно понимают проблему владельцев современных смартфонов, поэтому E18 может при необходимости подзаряжать ваш телефон.

Внешне E18 очень похож на E12, за исключением декоративной серебристой полосы в верхней части. Тот же тонкий корпус со скосами по бокам, тот же черный алюминий с поперечными полосами текстуры. За прошедшие годы Fiio шагнули далеко вперед в области качества сборки, не стал исключением и E18 - позолоченные разъемы расположены строго по центру устройства, никаких швов и стыков, переключатели и регуляторы четко фиксируются и ходят достаточно туго для исключения случайных срабатываний.

Все элементы управления и интерфейсы расположены в торцах устройства. В верхней части находятся регулятор громкости, совмещенный с выключателем, гнездо выхода на наушники, универсальное гнездо линейного выхода/входа, переключатель усиления баса и переключатель gain. На правом торце сверху находятся три кнопки управления воспроизведением, позволяющие переключать треки, не задействуя экран вашего смартфона. Что особенно радует, они работают, даже когда E18 подключен к ноутбуку с OS X. В нижней части вы найдете два гнезда micro USB, переключатель режима работы и гнездо коаксиального выхода. Вместо экрана для индикации используются 4 небольших светодиода: три показывают уровень заряда аккумулятора, один служит индикатором включения.

Из всех элементов управления, наибольший интерес представляют именно два гнезда внизу и переключатель между ними.

Micro USB разъемов на нижней панели устройства два, так как в Fiio приняли очень мудрое решение и разделили зарядку устройства и подключение его по USB к компьютеру. Дело в том, что 5 вольт, которые отдаются для питания устройства по USB зачастую не очень хорошо отфильтрованы, и использование их для питания аудиоустройства приводит к появлению шума. В E07 и E17 это решалось с помощью отключения зарядки устройства через меню, что не очень удобно. В E18 пошли дальше и сделали для зарядки отдельный разъем: во-первых, это проще, чем переключатель в меню, во-вторых, разделение питания и сигнала на отдельные кабели - правильное решение с точки зрения звука. Кстати, помимо USB, можно использовать для зарядки качественный блок питания с USB-разъемом.

Переключатель снизу отвечает за то, в каком режиме ваш E18 будет подключаться к смартфонам: или как внешний ЦАП, для тех устройств, что понимают аудио через USB OTG, или как зарядное устройство, одновременно эти две функции выполнять невозможно. Кстати, будьте внимательны, чтобы не подключить E18 в режиме power bank к компьютеру: зарядить ноутбук он все равно не сможет.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: AKG K702, Philips Fidelio X1 , Fischer Audio FA-003W «Non-profit»

Для обеспечения совместимости с Android-устройствами в E18 в роли USB-контроллера использован чип Tenor Te7022, ЦАПом служит хорошо зарекомендовавшая себя микросхема PCM1798. ЦАП умеет работать с сигналом вплоть до 32 бит/192 кГц, но в связи с ограничением Te7022, E18 поддерживает только 24 бит/96 кГц (что, впрочем, более чем достаточно для портативного устройства). В случае подключения к Android - все будет ограничено возможностями этой ОС, и, скорее всего, ЦАП будет работать в режиме 16 бит/44.1 кГц. Усилитель построен на связке из OPA1642 и двух LMH6643, что дает примерно ту же выходную мощность, что у E17. Традиционно низкий выходной импеданс устройства позволяет без проблем использовать его с многодрайверными «арматурными» наушниками, обычно чувствительными к этому параметру.

Для начала я оценил E18 в режиме ЦАПа, спасибо Fiio за то, что в E18 добавили линейный выход (в предыдущих моделях для этого нужен был хитрый переходник). Тут на полную раскрывается новый чип. Как большинство ЦАПов на микросхемах от Ti, E18 имеет звук с небольшим уклоном в теплоту, акцентом на бас и приближенные средние частоты. Это дает напористое и энергичное звучание, которое здорово подходит для большинства музыкальных жанров. «Расплачиваться» за это придется некоторым уменьшением воздушности и легкости верхних частот. Лично мне это кажется разумной сделкой, но тут в игру вступают личные вкусы, и только каждый отдельный покупатель способен решить является ли такой обмен интересным для него.

Также я послушал E18 в режиме усилителя. Именно так его можно использовать с большинством техники, не понимающей USB OTG. В этом режиме E18 работает вполне на уровне ближайших конкурентов, кое в чем даже превосходя их. Низкий уровень собственного шума (черный фон), хороший контроль большинства наушников (за исключением тугих динамических и изодинамических моделей), нейтральная подача без излишних отклонений в ту или иную сторону. Имеется традиционный для техники Fiio усилитель баса, поднимающий АЧХ на участке до 1 кГц, максимум в +6 дБ приходится на область в 50 гЦ. Это усиление баса часто позволяет добавить музыке недостающей плотности, особенно в случаях плохого качества записи.

Также без малейших проблем E18 работает и как внешний ЦАП при подключении к компьютеру, с хорошим плеером, работающим с устройством в Hog Mode, звук получается очень детальный, с неплохим драйвом и энергетикой.

Очень хорошо устройство справляется с наводками от телефона (не удивительно для устройства, которое предполагается носить на задней стороне смартфона): при низком gain и средней чувствительности наушников их не слышно, на чувствительных наушниках или при высоком gain наводки становятся слегка слышимыми, но на вполне терпимом уровне.

Выводы

Очень интересное устройство: новый для техники Fiio драйвовый звук (хотя, возможно, это изменение придется не всем по душе), богатая функциональность, долгое время работы, хороший дизайн и качество сборки. Добавив к этому доступную цену в 160 долларов, мы получаем очень интересное устройство. Компактных ЦАПов с поддержкой Android сейчас не так много, и их ценники заметно выше, но как это было с плеером Fiio X3, конкуренты подтянутся и представят свое видение устройства в данном ценовом сегменте, хотя к тому времени инженеры Fiio будут уже работать над чем-то новым.

Еще каких-то полтора года назад единственным гарантированным способом добиться Hi-Fi-звучания от своего Android-смартфона было использование внешнего портативного ЦАП-а. Он подключался посредством USB-OTG, занимал дополнительное место в сумке или кармане и периодически требовал подзарядки своего собственного аккумулятора. Давайте разберемся, остался ли этот способ безальтернативным и в сегодняшних реалиях?

Начиная с Android 4.0 поддержка USB-OTG стала повсеместной и не требовала более от пользователя танцев с бубном. С того самого момента стартовал настоящий “бутербродный бум”. Весьма часто у меломанов-портативщиков можно было наблюдать перетянутый специальными лентами-стяжками увесистый и зачастую не влезающий в карман даже самых широких штанин “сендвич”. А китайский бренд Fiio был рад стараться и обеспечивал их вожделенными железками в промышленных масштабах.

Суровые будни меломана образца 2014 года

Не оставалась в стороне и программная составляющая. Канонический аудиофильский плеер Neutron Music Player посредством нехитрых шаманств с настройками позволял превратить смартфон из полноценного источника в банальный транспорт, способный отправлять Hi-Res audio вплоть до 24/192 на внешний ЦАП по OTG. И хотя ущербность и тупиковость такого решения с точки зрения эргономики и банальной логики была очевидна, оно продолжало оставаться фактически безальтернативным для массового рынка.

Первый звоночек

Однако природа не терпит пустоты. Не терпит она и избыточных, громоздких и неудобных конструкций. Ведь все гениальное просто. Первые звоночки прозвенели одновременно с анонсом LG G2, который несмотря на отсутствие “полноценного” DAC-чипа программно поддерживал те самые 24/192 силенками стандартного плеера. Пьедестал под OTG-ЦАП-ами чуть заметно качнулся.

Это были пусть и закономерные, но все ещё цветочки. Помимо продолжателей линейки флагманских смартфонов от LG постепенно, но неумолимо стали появляться такие гаджеты, как Meizu MX4 Pro, где программная поддержка 24-битного аудио уже подкреплялась более чем солидным железом. Да, не все было гладко. Софтверная составляющая у китайского производителя изначально продолжала передискретизировать звук в 48 кГц. Но хоть не пыталась уменьшить разрядность квантования с 24 бит до 16. И на том спасибо.

Однако прогресс не стоял на месте. Постепенно программные недостатки устранялись обновлениями и патчами, а количество смартфонов с годным аудиожелезом неуклонно росло. К когорте аудиофильских гаджетов присоединились продукты Xiaomi в лице Mi Note. Не прошла мимо даже Alcatel, анонсировав 5,5″ версию своего флагмана Idol 3 с топовым чипом Asahi Industries.

“Лучше поздно, чем никогда” © Samsung

Слабая рябь превратилась в цунами. И осенью 2015 года докатилась наконец до единоличного лидера рынка Android-смартфонов – компании Samsung. У последней ранее была очень странная привычка – устанавливать в свои флагманские решения серий S и Note отличные ЦАП-ы от Wolfson, но при этом не снабжать их вообще никакой софтверной поддержкой. В итоге железо оставалось вещью в себе. И в лучшем случае ситуацию исправляли кастомные прошивки и моды. Ценой потери гарантии, разумеется. Однако лучше поздно, чем никогда. И для своих актуальных гаджетов гигант выпустил долгожданное обновление, несущее в себе в том числе и функцию под названием UHQ Upscaler. В чем же ее суть? А в том, что фича не только поддерживает Hi-Res Audio вплоть до 24/96 (увы, пока не 192), но и во включенном состоянии пытается “проапгрейдить” ваши MP3-файлы или FLAC 16/44.1 до тех самых 24/96. Что из этого выходит на практике, покажут тесты.

Так что же мы имеем в сухом остатке? Запущенный и набирающий обороты процесс обязательного включения качественного аудио в перечень функций уважающих себя современных флагманов. Уже сегодня рынок предлагает одновременно производительные и очень хорошо звучащие прямо “из коробки” решения, не требующие покупки дополнительного дорогого оборудования и ношения “бутерброда” в кармане пошитых на заказ специально для этого штанов:).

Уже в 2015 году внешний OTG-ЦАП утратил свое монопольное положение на рынке. Мир постепенно вступает в эпоху Hi-Fi-смартфонов. И нас как меломанов и как покупателей это не может не радовать. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .